«Требуются общительные привлекательные девушки…»
Не всегда это объявления борделей, веб-чатов и массажных салонов. Но задуматься стоит всегда – а почему девушки, а не мужчины?
Разве мужчина не может продавать духи на разлив, 12 часов сидя на стуле посреди коридора торгового центра? Или в ларьке нарезать 246 грамм колбасы – именно 246, иначе колбаса полетит ему в лицо? В полупрозрачной одежде и в неудобной обуви стоять на входе и повторять только одну фразу всю рабочую смену – «Добрый вечер! Мы рады вас видеть. Желаю хорошо провести время» и всегда улыбаться, улыбаться, улыбаться! Иначе ты профнепригоден.
Усимлёнка какая-то опять.
Сфера обслуживания и торговля, в основном розничная широко распахивает свои объятия именно навстречу женщинам. Сколько дипломов гуманитарного образования погребено под повышением продаж, стандартами обслуживания и корпоративной культурой?
Да и только ли гуманитарных?
В торговом центре через прилавок с ювелирными украшениями я перекрикивалась с продавщицей «элитного» чая – религиеведкой по образованию, мы не сошлись на том, какие принципы положены в основу постмодерна, и «фу» ли он на самом деле или «зачот». Через перегородку нас обозвала "гуманитарными дурами" продавщица белорусской косметики, по совместительству кандидатка технических наук и мать двоих детей, чей муж поклал на их содержание, а в государственном НИИ зарплата была копеечная. Конфликт порешал молодой перспективный администратор торгового зала – выписал всем штрафы.
Официантки, продавщицы, хосстес, администраторки, консультантки, парикмахерши, страховые и кредитные агентки, операторки колл-центров и много-много ещё кто – почему-то в большинстве своём женщины. Дешёвая рабсила, которая обеспечит систему «клиент всегда прав» и примет на себя всю агрессию потребителей.
Часто таким работам «не знакомо» законодательство. Суровые законы рынка, детка, а жаловаться можно в спортлото – да и кто поверит, что ты у нас работала? А ответственности работодатели хотят по самому жёсткому трудовому кодексу. Работнице же не обещано никаких социальных гарантий – ни больничных, ни декретных, ни отпускных, ни государственных выходных и перерывов на обед (на одной из работ был лимитирован поход в туалет – два раза пи-пи и раз ка-ка). Договаривайся с напарницами: согласятся – подменят. Вся ответственность за трудовые отношения переложена на самих сотрудниц.
«Вам что-то подсказать?» - этот вопрос ненавистен не только покупательницам, но и самим продавщицам. Навязчивость также раздражает, как и недоступность в поле зрения. Но работодатель, поставивший одну женщину на колбасный и сырный отдел, никогда не услышит криков раздражения и недовольства в свой адрес.
Все требования к кандидаткам – коммуникабельность, стрессоустойчивость и т. д. – мы пропускаем мимо ушей, считая их клише, но в них-то и выдвинут весь стандартный набор, по которому женщины оказываются более эффективными работницами. И более дешёвыми:
- «стрессоустойчивость» - женщины уже социализированы как обслуга. И ещё хуже – как терпилы и легитимные жертвы для слива агрессии. Там, где мудчина выкажет агрессию, женщине ничего не останется, как улыбаться в целях защиты и загонять стресс как можно дальше внутрь себя. Женщина будет изо всех сил себя держать в руках и ей будет легче убедить себя в том, что она сильная раз такое выносит, чем расплакаться и услышать «ну вот, все бапы плаксы». Работая в таких условиях, мудчина будет вымещать злость на других женщинах вне работы. Агрессию на себе он никогда не замкнёт.
- «коммуникабельность» - «Почему не улыбаешься? Девочка должна улыбаться», «Улыбнись сначала тому дяде, а потом той тёте!». Вот и готова профессиональная хостесс лет с пяти. Женщин учат угадывать чужие желания с самого раннего детства. Своей обязанностью они считают выслушивать пьяных попутчиков и навязчивых таксистов. Обидные шутки – это просто юмор, а приставания – комплименты. Продавщица поддержит разговор с клиентов о его внуках, увлечениях, машине, сварливой жене, упаковывая покупку и игнорируя разглядывание своей груди. Продавцу-мужчине даже не станут такое рассказывать – зачем человека отвлекать от работы? А эмоциональное обслуживание – это потребность женщины, а не труд. Ей здесь так скучно, бедняжке. А она уже двадцать пять таких историй за день выслушала и к вечеру голова пухнет от чужих внуков и однообразных подкатов.
- «высокая мотивация» - какая мотивация может быть выше, чем у матери-одиночки или полунищей студентки? За деньги она и на каблуках побегает между столиками целую смену, и товар непродаваемый пристроит, и, если нужно, по головам своих коллег пойдёт. «Умри ты сегодня, а я – завтра!» - базисный принцип уголовного мира взял на вооружение «эффективный менеджмент».
А мудчина? Он и на диване за мамину пенсию полежит до лучших времён.
- «презентабельный внешний вид» - работодатели отлично знают, что для некоторых мудчин большая проблема помыться и сходить к парикмахеру. А грязные руки с обкусанными ногтями, подающие тарелки или демонстрирующие товар, – это плохой имидж заведения. Лучше пусть в залах будут аккуратные вежливые девочки, уход за собой у который вдолблен в головы как программа, и заведению не будет стоить ни копейки. А вонючего мачо мы лучше спрячем в глубины офиса. На должность управляющего или сисадмина.
- «гибкий график работы» - со временем понимаешь, что самой придётся под него прогибаться. Инвентаризации, тренинги, собрания, всякие мероприятия по «укреплению корпоративного духа», на которые идёшь как на каторгу – всё это не войдёт в рабочее время и оплачено не будет. Навязчивые звонки во время простуды с требованиями ответить на вопрос – «когда ты выздоровеешь?». Не хочешь выходить в свой выходной? – Сучка! Мы же тебя отпускали с ребёнком в больницу в позапрошлом году! А сейчас нужно подменить Николая, он болен. Алкоголизмом.
- «оплата по результатам труда» - минимальная ставка или её отсутствие и процент продаж/контрактов. Нафталий Аронович Френкель, разрабатывая систему «котловки» для советских лагерей, обрадовался, узнай насколько она популярна - только получила название «мотивация».
Вера в мифическое утверждение, что «всё зависит от тебя самой», загоняет в ловушку, известную ещё «архипелаговским» зэкам: «губит не маленькая пайка, а большая». Тот мизерный полученный процент ни за что не компенсирует затраченных на его получение сил. Женщины впрягаются в это ярмо, убеждая, что это очередной эмпауэрмЭнт и всё реально решает она сама.
- «дисциплинированность и пунктуальность» - отчего же, имея в голове представление об армейской дисциплине как непременной составляющей мудчин, работодатели предпочитают выставлять за свои витрины и выпускать в свои бутики женщин? Потому что знают: вся эта армейщина – показуха для парада, компенсируется неуставными отношениями, лютой агрессией и всяким, иногда дохрена опасным, дуракавалянием. Логичный мудчина логично – и тут: реально логично - рассудит: нахрен мне приходить за час заранее, если он не оплачивается? Если опоздаю, то не убудет и когда нет людей, можно пошпилить или позырить фоточки вконтактике. Упрячь эту природную безудержную, ковыряющую в носу, энергию работодателям не под силу. Лучше вышкалим наших девочек, как прусских вояк, чтобы они могли по несколько часов стоять в зале, не разговаривая, не читая, не пользуясь соцсетями. Нечем занятся? Иди подмети! Ну и что, что менеджерка? Ты же женщина!
- «креативность» - все, выдвинутые тобой идеи, будут обосраны. А потом присвоены и использованы без всякого упоминания твоего имени. Он уже сам искренне забыл, что это ты предложила. Разве может из женскоё головы выйти что-то толковое? Но ты говори, говори!
- «сплочённый коллектив» - работодатели-мудчины предпочитают мнить себя султанами, представляя своих подчинённых в качестве гарема. Ими можно управлять, назначив кого-то «главной женой», можно убедить их, что ты – их главная защита и кормилец, а без такой бесценной работы они бы все умерли под заборами в своих провинциальных городах. Играть в манипулятора, расточая комплименты и сдвигая бровки домиком, чтобы они потом неделю обсуждали, что ты имел ввиду. Можно играть как угодно, будучи уверенным, что они все работают прежде всего на твой достаток.
Женщине, владеющей бизнесом, легче срываться и выстраивать трофические цепи с подчинёнными женского пола. А взяв мудчину-сотрудника, она рискует посадить его себе на голову и, терзаясь своей жгс, ещё будет бояться его уволить.
- и вишенка: «без интима» - не всегда, конечно, это указывается и не всегда предлагается. Но сами должны понимать: интим – это что-то про соприкосновение душ, что-то личное, задушевное, интимное! А отсосать начальнику – просто хорошая мотивированность в работе укрепление корпоративного духа. Ничего личного. Тебе же нужна эта работа!
Претензии по какому-либо поводу принимаются с недоумением? Мы же обо всём в объявлении предупредили.
Пока есть выражение "Это хорошая зарплата для женщины" ни за что не поверю в какие-то там "равные возможности".
#женский_труд #женская_гендерная_социализация #мюсли_и_кошки